OBD-II для диагностики автомобилей: основная информация
Введение
Вместе с ростом экологического движения в начале 1990-х годов в США был принят ряд стандартов,
которые ввели обязательность оснащения электронных блоков управления
автомобилями (ЭБУ, ECU) системой за контролем параметров работы
двигателя, имеющих прямое или косвенное отношение к составу выхлопа.
Стандарты также предусмотрели протоколы считывания информации об
отклонениях в экологических параметрах работы двигателя и другой
диагностической информации из ЭБУ. OBD-II как раз и является системой
накопления и считывания такой информации.
Изначальная "экологическая направленность" OBD-II, с одной стороны,
ограничила возможности по его использованию в диагностике всего спектра
неисправностей, с другой стороны, предопределила его крайне широкое
распространение как в США, так и на автомобилях других рынков.
В США применение системы OBD-II (и установка соответствующей колодки
диагностики) обязательны с 1996 г. (требование распространяется как на
автомобили, производимые в США, так и на автомобили неамериканских
марок, продаваемые в США). На автомобилях Европы и Азии протоколы OBD-II
применяются также с 1996 г. (на небольшом количестве марок/моделей), но
особенно - с 2001 г. для автомобилей с бензиновыми двигателями (с
принятием соответствующего европейского стандарта - EOBD) и с 2004 г.
для автомобилей с дизельными двигателями.
Тем не менее, стандарт OBD-II частично или полностью поддерживают и
некоторые автомобили, выпущенные ранее 1996 (2001) годов (pre-OBD
автомобили).
Режимы диагностики
Протоколы OBD-II предоставляют диагносту ряд стандартизированных функциональных возможностей (режимов диагностики - modes):
Режим 1 - Считывание текущих параметров работы системы управления
(Mode 1 PID Status & Live PID Information). Всего стандартом
поддерживается около 20 параметров. Однако, каждый конкретный блок
управления поддерживает ограниченное количество из них (например, в
зависимости от установленных датчиков кислорода). С другой стороны,
некоторые автопроизводители поддерживают расширенные наборы параметров -
например, некоторые автомобили концерна GM поддерживают более 100
параметров. Через систему OBD-II диагностики можно считать (основные
параметры):
-
режим работы системы топливной коррекции (PID 03 Fuel system status).
При значении "Closed Loop" система работает в режиме обратной связи
(замкнутой петли), при этом данные с датчика кислорода используются для
корректировки топливоподачи. При значении "Open Loop" данные с датчика
кислорода не используются для корректировки топливоподачи;
- расчетная нагрузка на двигатель (PID 04 Calculated Load);
- температура охлаждающей жидкости (PID 05 Coolant temperature);
- краткосрочная коррекция подачи топлива по банку 1/2 (PID 06/08 Short Term Fuel Trim Bank 1/2);
- долгосрочная коррекция подачи топлива по банку 1/2 (PID 07/09 Long Term Fuel Trim Bank 1/2);
- давление топлива (PID 0A Fuel pressure);
- давление во впускном коллекторе (PID 0B Manifold pressure);
- обороты двигателя (PID 0C Engine speed - RPM);
- скорость автомобиля (PID 0D Vehicle speed);
- угол опережения зажигания (PID 0E Ignition Timing Advance);
- температура всасываемого воздуха (PID 0F Intake Ait Temperature);
- расход воздуха (PID 10 Air Flow);
- положение дроссельной заслонки (PID 11 Throttle position);
- режим работы системы подачи дополнительного воздуха (PID 12 Secondary Air Status);
- расположение датчиков кислорода (PID 12 Location of O2 sensors);
- данные с датчика кислорода №1/2/3/4 по банку 1/2 (PID 13-1B O2 Sensor 1/2/3/4 Bank 1/2 Volts).
Как
правило, для анализа работы конкретной подсистемы системы управления
двигателем, достаточно одновременно контролировать 2-3 параметра.
Однако, иногда требуется одновременно просматривать и большее число.
Число одновременно контролируемых параметров, а также формат их вывода
(текстовый и/или графический) зависят как от возможностей конкретной
программы-сканера, так и от скорости обмена информацией с блоком
управления двигателем автомобиля (скорость зависит от поддерживаемого
протокола). К сожалению, наиболее распространенный протокол ISO-9141
(см. ниже) является и самым медленным из всех - при работе с ним
невозможно просматривать с приемлемой частотой дискретизации более 2-4
параметров.
Режим
2 - Получение сохраненной фотографии текущих параметров работы системы
управления на момент возникновение кодов неисправностей (Mode 2 Freeze Frame).
Режим 3 - Считывание и просмотр кодов неисправностей (Mode 3 Read Diagnostic Trouble Codes (DTCs)).
Режим 4 - Очистка диагностической памяти
(Mode 4 Reset DTC's and Freeze Frame data) - стирание кодов
неисправностей, фотографий текущий параметров, результатов тестов
датчиков кислорода, результатов тестовых мониторов.
Режим 5 - Считывание и просмотр результатов теста датчиков кислорода (Mode 5 O2 Sensor Monitoring Test Result).
Режим
6 - Запрос последних результатов диагностики однократных тестовых
мониторов (тестов, проводимых один раз в течение поездки) (Mode 6
Test results, non-continuosly monitored) - эти тесты контролируют работу
катализатора, системы рециркуляции выхлопных газов (EGR), системы
вентиляции топливного бака.
Режим
7 - Запрос результатов диагностики непрерывно действующих тестовых
мониторов (тестов, выполняемых постоянно, пока выполняются условия для
проведения теста) (Mode 7 Test results, continuosly monitored) - эти
тесты контролируют состав топливо-воздушной смеси, пропуски зажигания
(misfire), остальные компоненты, влияющие на выхлоп.
Режим 8 - Управление исполнительными механизмами.
Режим 9 - Запрос информации о диагностируемом автомобиле (Mode 9 Request vehicle information) - VIN-кода и калибровочных данных.
Режим ручного ввода команды запроса диагностической информации.
Надо
учитывать, что как далеко не на каждом автомобиле блок управления
поддерживает все перечисленные функции, так и не каждый диагностический
сканер для OBD-II может дать диагносту возможность использовать все
перечисленные режимы.
Используемые протоколы и применяемость OBD-II-диагностики на автомобилях разных марок
В рамках OBD-II используются пять протоколов обмена данными - ISO 9141,
ISO 14230 (также именуется KWP2000), PWM, VPW и CAN (также каждый из
протоколов имеет несколько разновидностей - например, разновидности
отличаются по скорости обмена информацией).
В Интернете встречаются "таблицы применимости", где указываются перечни
марок и моделей автомобилей и поддерживаемые ими OBD-II-протоколы.
Ознакомиться с одной из таких таблиц можно и на нашем сайте.
Однако, надо учитывать, что одна и та же модель с одним и тем же
двигателем, одного года выпуска может быть выпущена для разных рынков с
поддержкой разных протоколов диагностики (точно также протоколы могут
различаться и по моделям двигателей, годам выпуска).
Таким образом, отсутствие автомобиля в списках не означает, что он не
поддерживает OBD-II, так же как и присутствие не означает, что
поддерживает и, тем более, полностью поддерживает (возможны неточности в
списке, различные модификации автомобиля и пр.). Еще сложнее судить о
поддержке конкретной разновидности OBD-II-стандарта.
Общей предпосылкой для того, чтобы предположить, что автомобиль
поддерживает OBD-II диагностику, является наличие 16-контактного
диагностического разъема (DLC - Diagnostic Link Connector)
трапециевидной формы (на подавляющем большинстве OBD-II автомобилей он
находится под приборной панелью со стороны водителя; разъем может быть
как открыт, так и закрыт легко снимаемой крышкой с надписью "OBD-II",
"Diagnose" и т.п.). Тем не менее, это условие необходимое, но
недостаточное! Получить справку о расположении разъемов (в том числе
нестандартном) можно на странице "Техподдержка"
нашего сайта.
Также разъем OBD-II иногда устанавливается на автомобили, вообще не
поддерживающие ни один из OBD-II-протоколов. В таких случаях необходимо
пользоваться сканером, рассчитанным на работу с заводскими протоколами
конкретной марки автомобиля - например, это касается автомобилей Opel
Vectra B европейского рынка 1996-1997 гг.
Для оценки применимости того или иного сканера для диагностики
конкретного автомобиля необходимо определить, какой конкретно из OBD-II
протоколов используется на конкретном автомобиле (если OBD-II вообще
поддерживается). Для этого можно:
1.
Посмотреть в технической документации непосредственно к данному
автомобилю (но не в общем руководстве по данной марке/модели!). Также
полезно осмотреть все идентификационные таблички на автомобиле -
возможно наличие таблички "OBD-II compliant" (поддерживает OBD-II) или
"OBD-II certified" (сертифицировано на поддержку OBD-II);
2. Посмотреть в информационной базе данных,
типа Mitchell-on-Demand и т.п. Однако, это также не абсолютный способ,
так как база может содержать неточности, включать информацию по
автомобилям, выпущенным для другого рынка и т.п. Естественно,
использование специализированных дилерских баз по отдельной марке
повышает степень достоверности информации;
3.
Использовать сканер, позволяющий определить, какой из OBD-II протоколов
используется на машине. Из предлагаемых нами приборов автоматически это
сможет сделать Х-431 и OZEN MOByDic 2600. С помощью комплекта ScanTool
Вы сможете это сделать вручную путем последовательной смены
используемых адаптеров и проверки наличия связи с ЭБУ автомобиля. Если
никаких предположений по используемому протоколу нет, то начинать
перебор стоит с протокола ISO как наиболее распространенного (либо с
протокола, указанного для диагностируемой машины в таблице);
4.
Осмотреть диагностический разъем и определить наличие выводов в нем (как
правило, присутствует только часть задействованных выводов, а каждый
протокол использует свои выводы разъема).
Назначение выводов ("распиновка") 16-ти контактного диагностического разъема OBD-II (стандарт J1962):
02 - J1850 Bus+
04 - Chassis Ground
05 - Signal Ground
06 - CAN High (J-2284)
07 - ISO 9141-2 K-Line
10 - J1850 Bus-
14 - CAN Low (J-2284)
15 - ISO 9141-2 L-Line
16 - Battery Power (напряжение АКБ)
По наличию выводов можно ориентировочно судить об используемом протоколе при помощи следующей таблицы:
Стандарт | Pin 2 | Pin 7 | Pin 10 | Pin 15
| ISO-9141 и ISO-14230 | | Должен присутствовать | | Должен присутствовать (если автомобиль использует L-линию диагностики)
| PWM (J1850) | Должен присутствовать | | Должен присутствовать |
| VPW (J1850) | Должен присутствовать | | |
|
Таким образом,
-
протокол ISO-9141-2 идентифицируется наличием контакта 7 в
диагностическом разъеме (K-line) и отсутствием 2 и/или 10 контактов в
диагностическом разъеме. Используемые выводы - 4, 5, 7, 15 (может не
быть), 16.
- SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation). Используемые выводы - 2, 4, 5, 16 (без 10)
- SAE J1850 PWM (Pulse Width Modulation). Используемые выводы - 2, 4, 5, 10, 16.
Протоколы PWM, VPW идентифицируются отсутствием контакта 7 (K-Line) диагностического разъема.
5. Подавляющее большинство автомобилей используют протоколы ISO. Некоторые исключения:
- большая часть легковых автомобилей и легких грузовиков концерна GM используют протокол SAE J1850 VPW;
- большая часть автомобилей Ford использует протокол J1850 PWM.
- прочие.
Предлагаемые нами сканеры для диагностики OBD-II (сравнительная таблица)
Дополнительные сведения об OBD-II диагностике.
В рамках OBD-II стандартизированы не только назначения выводов
диагностического разъема, его форма и протоколы обмена, но и частично
стандартизированы и коды неисправностей (DTC - Diagnostic Trouble Code) -
это предусмотрено стандартом SAE J2012).
OBD-II-коды имеют единый формат, однако по их расшифровкам
подразделяются на две большие группы - основные (generic) коды и
дополнительные (расширенные, extended) коды.
Основные коды жестко стандартизированы и их расшифровка одинакова для
всех автомобилей, поддерживающих OBD-II. При этом надо понимать, что это
не означает, что один и тот же код вызывается на разных автомобилях
одной и той же "реальной" неисправностью (это зависит от особенностей
конструкции как разных марок и моделей авто, так и разных автомобилей
одной модели)!
Дополнительные коды различаются по разным маркам автомобилей и были
введены автопроизводителями специально для расширения возможностей
диагностики.
Как
уже говорилось, структура и основных и дополнительных OBD-II кодов
одинакова - каждый код состоит из буквы латинского алфавита и четырех
цифр (частично уже используются и буквы):
X
| X
| X
| X
| X
| "Общая" группа (система), к которой относится код | Признак основной/расширенный код | Подсистема, к которой относится код (для кодов P0XXX) | Код неисправности
|
P - Powertrain codes - код связан с работой двигателя и/или АКПП
| P0XXX, P2XXX, P34XX-P39XX - SAE Codes - основной (generic) код
P1XXX, P30XX-P33XX - MFG - код, определенный производителем (extended)
| 1 - Fuel and Air Metering - Ошибка вызвана системой регулирования топливно-воздушной смеси 2
- Fuel and Air Metering (Injector circuit) - Ошибка вызвана системой
регулирования топливно-воздушной смеси (только по подсистеме подачи
топлива) 3 - Ignition Systems or Misfire - Ошибка системы зажигания (в том числе - пропуски зажигания) 4 - Auxiliary Emission Controls - Ошибка дополнительной системы контроля за выбросами 5 - Vehicle Speed Control and Idle Control System - Ошибка системы контроля скорости и управления холостым ходом 6 - Computer Output Circuit - Неисправности контроллера или его выходных цепей 7, 8 - Transmission - Ошибки в работе трансмиссии
| Fault (00-99) - Непосредственно код ошибки в соответствующей системе
|
B - Body codes - код связан с работой "кузовных систем" (подушки безопасности, центральный замок, электростеклоподъемники)
| B0XXX, B3XXX - SAE Codes - основной (generic) код
B1XXX, B2XXX - MFG - код, определенный производителем (extended)
|
|
С - Chassis codes - код относится к системе шасси (ходовой части)
| C0XXX, C3XXX - SAE Codes - основной (generic) код
C1XXX, C2XXX - MFG - код, определенный производителем (extended)
|
|
U - Network codes - код относится к системе взаимодействия между электронными блоками (например, к шине CAN)
| U0XXX, U3XXX - SAE Codes - основной (generic) код
U1XXX, U2XXX - MFG - код, определенный производителем (extended)
|
|
Узнать расшифровку OBD-II кодов неисправностей (всех основных и части расширенных) можно в нашем справочнике кодов, а также в информационных базах данных.
|